История прихода

Старый Курск ХIX- XX века

Старый Курск ХIX- XX века

В 1863 году в Польше произошло крупное восстание, которое было подавлено правящей властью. В результате этого восстание было арестовано и сослано в глубь Российской Империи около 45 000 человек. Часть из них поселили в Курской губернии с установлением надзора жандармерией. Постепенно поляки стали обживаться, покупать и строить дома, расположенные по улицам, ныне названными: Семёновская, Золотая, Марата. Так как католического храма в Курской губернии ещё не было, то первые богослужения стали проводиться в частных домах Гринецких, Валевских, Гладковских.

15 июля 1864 г. католики попросили курского губернатора Ивольского об учреждении их прихода и назначении священника. Министерство внутренних дел дало отказ (№ 1652 от 2 августа 1864 г.), мотивируя его тем, что в Курске проживает всего 80 католических семей, а для учреждения прихода необходимо насчитывать не менее 100 дворов.

Но во исполнение духовных треб не предвиделось затруднений, когда в Курск начал приезжать священник из Чернигова (к сожалению, Ф.И.О. не известны). Он служит в деревянном молельном доме, который был построен на средства католической общины.

Постепенно католический приход возрастает до 3 362 человек и его впервые регистрируют в 1868 году. С 1868 г. римско-католическую общину стал посещать священник о. Георгий Мотузза, который также занимался строительством католического храма в г. Витебске (Белоруссия). В 1885 г. из Могилевской Епархии о. Георгий Мотузза назначается в Курск настоятелем католического прихода. К этому времени в Курске проживало 1 583, а в губернии – 3 382 католика, что дало основание о. Георгию обратиться к губернским властям за разрешением на постройку храма.

Главный алтарь костёла

Главный алтарь костёла

Костел istorfoto4 января 1890 г. о. Георгий Мотузза пишет докладную записку Его Преосвященству Курской Духовной Православной консистории о разрешении на постройку нового храма вместо молельного дома.

6 февраля 1890 г. священник получает ответ (за № 1052) на свое прошение из Курской Духовной Консистории от протоиерея И. Лащенкова о том, что препятствий со стороны начальства Курской Епархии на постройку католического храма не имеется.

27 апреля 1891 г. о. Георгий Мотузза обращается к Его превосходительству, губернатору Курской губернии, свиты Его Величества генерал-майору фон Вайль с прошением о постройке постоянной римско-католической церкви во 2-й части города Курска, по Верхнегостинной улице, на расстоянии восьми погонных сажен от деревянного молельного дома. Суммой для постройки каменного храма были: деньги, завещанные приходу дворянкой Марией Осиповной Рудзиевской, а также собственные средства общины.

В 1891 г. на помощь настоятелю о. Георгию направляется викарий Виткевич (имя, к сожалению, не известно). 23 мая 1891 г. Могилевская католическая Архиепархия обращается к губернатору фон Вайлю с письмом следующего содержания, что курский приход, численностью 3 382 человека, в настоящее время не имеет храма, в котором испытывает крайнюю нужду, и что покорнейше просит Его Превосходительство удовлетворить ходатайство о. Георгия Мотуззы.

В 1891 г. куратор и настоятель Курского римско-католического прихода о. Георгий Мотузза получает разрешение на постройку каменного храма. Строительство ведется благодаря пожертвованиям дворянки Рудзиевской Марии Осиповны (которая проживала в Орловской губернии малоархангельского уезда, в селе Упалый Колодезь) и на собственные деньги общины и настоятеля. В завещании № 1107 (1889 года) госпожой Рудзиевской М.О, была указанная сумма в размере 15 544 рублей 25 копеек (по тем временам, довольно солидные деньги) на постройку Курского римско-католического храма.

Строительное отделение губернского правления рассмотрело проект и смету на постройку Курского римско-католического храма (№ 2362 от 16 мая 1891 г.) и утвердило их 4 июня 1691 г. приказом за № 610. Документы эти были направлены в канцелярию губернатора фон Вайля после того, как прошение о. Мотуззы о постройке храма поддержала Могилевская Архиепархия, а также не было возражений со стороны Курской Духовной Православной Консистории. После этого губернатор фон Вайль направляет ходатайство о постройке храма в Министерство Внутренних Дел Российской Империи.

13 июля 1891 г. в МВД, отделение Департамента духовных дел по различным конфессиям и вероисповеданиям рассматривает план церкви, смету на постройку Курского римско-католического храма и дает согласие на постройку оного. Вместе с положительным ответом идет просьба к курскому губернатору об уточнении размеров капиталовложения в католический храм.

С конца 1891 г. по начало 1892 г. Бельгийско-Польская строительная фирма из г. Кракова (Польша) начала строительство кирпичного неоготического храма по ул. Верхнегостинной (ныне – улица Марата, д. 31). В 1892 году был заложен краеугольный камень и освящено место строительства.

18 января 1892 года (приказ № 579) Штаб Киевского военного округа шлет запрос губернатору фон Вайль о том, есть ли в Курской губернии римско-католические священники (капелланы) для поездки в войска и для исполнения духовных треб военных чинов во время Великого Поста. Но в результате возможного срыва строительства костела поездка священников в войска откладывается. По просьбе о. Георгия Мотуззы губернатор 21 января 1892 г. приказом за № 84 отправляет секретную депешу начальнику штаба Киевского военного округа подполковнику Яковлеву. В депеше говорится о том, что курские католические священники не могут быть рекомендованы в войска для исполнения духовных треб в предстоящий Великий Пост, благодаря этой депеше, духовные отцы смогли остаться в городе и продолжить строительство католического храма и приходского дома.

В 1892 году был построен двухэтажный хозяйственный приходский дом (сейчас это ул. Марата, д. 29), который в наше время при строительстве областного Агропрома был снесен (сейчас здесь находится областной суд), в 1892 г. был также построен дом для священника по ул. верх Верхненегостинной, 1 (ныне – у/т, Димитрова, 1), по другую сторону от храма. Все эти исторические факты подтверждают сегодня наши прихожане: Сковронская Виктория Иосифовна и Торчевская Мария Стефановна.

В приходском хозяйственном доме проживали: органист Лоскутов Тихон Матвеевич, Бурцевы Любовь Андреевна и Павел, Сметанкиных Лидия Петровна с сыном Станиславом, Тутова Вера Ивановна, Громовы Виталий и Людмила, Силаковых Мария.

Во флигеле того же дома  проживали:  Калинская  Мария  Михайловна,  Вайнер  Елена,  Лапинска  (инициалы не известны), Раубо Казимира Людвиговна, Седых Матрёна, Степуро Сергей, Сковронская Виктория Иосифовна. Из Польши была оказана благотворительная помощь по внутреннему и внешнему убранству храма, также был установлен духовой орган.

В 1896 году строительство костела было завершено и 15 августа того же года, в торжество Успения Божией Матери (по григорианскому календарю) храм был освящен во имя Успения Божией Матери.

Если посмотреть старые фотографии, то мы видим, насколько красив был наш храм и снаружи, и внутри, Архитектура выполнена в неоготическом стиле, с двумя башнями-шпилями, с 27 позолоченными крестами, расположенными на портале и по бокам храма, мозаикой, изображающей икону Успения Богородицы, на портале крана, круглая розетка также с мозаичной иконой и трехлистниками-розетками, красиво выложенными цветным стеклом внутри.

Внутри можно увидеть расписные своды и колонны храма, красивый главный алтарь со статуями Девы Марии и апостолов, ажурная предалтарная низка перегородка, резные скамьи, двери, алтари и витражи. Вспоминает Сковронская Викторин Иосифовна:

– Помню, что сегодняшние скамьи для прихожан практически идентичны тем, старинным, но витражи, конечно же, были другими. Насколько известно, храм внутри был небесного цвета, с готической росписью, выполненной позолотой.

Могига о. Г. Мотуззо

Могила о. Георгия Мотуззо. Первый настоятель храма.

В 1917 году умирает настоятель прихода о. Георгий Мотузза. По воспоминаниям очевидцев, прихожан Сковронской Виктории Иосифовны, Торчеввской Марии Стефановны, Пономаревой Евгении Емельяновны и Купчинской Людмилы Емельяновны, настоятель о. Георгий был похоронен во дворе католического храма.

Сковронская В.И. рассказывает:

– Когда была подростком, мы забегали во двор костела поиграть, видели дерево, возле него оградку и могилу, но прихожане нам не разрешали шалить у могилы ксендза, и частенько нас выпроваживали за ворота храма, на улицу.

Сегодня поднимитесь вверх по ступеням к храму.  В приходском дворе, слева на тон же месте,  под большим деревом, стоит небольшой крест в память о первом пастыре, посажены цветы и горит неугасимая свеча.

Отец Александр Притулло

Отец Александр Притулло

С 1924 по 1931 гг. настоятелем нашего храма был Александр Фомич Притулло, уроженец хутора Кошубо Романовской волости, Сокольского уезда, Гродненской губернии, в Курске отец Александр проживал по адресу: ул. Золотая, д. 20. Здание хорошо сохранилось и ныне, сейчас тан находится аптека. Посетив наш храм, вы как раз сможете увидеть на старых фото о. Александра Притулло у главного алтаря.

Казимир Малевич. фото

Казимир Северинович Малевич
Венчался 27.02.1902 г. в курском католическом храме Успения Божией Матери

Курский Римско-католический Храм Успения Божией Матери знаменит еще и тем, что в 30-х годах XX столетия в нём принял Таинство брака (венчание) известный польский художник Казимир Малевич. Длительное время Малевич проживал в нашем городе по улице, которая носит сегодня название – Семеновская. Казимир Малевич занимался реставрацией икон, регулярно проводились выставки его картин. Но в результате сталинских репрессий польский художник был вынужден покинуть Курск. Остаток своих дней Казимир Малевич провел в Санкт-Петербурге.

Также примечателен еще один факт:  наш город и приход регулярно, с 1928 по  1930 г.  посещала блаженная Болеслава Лямент, основательница конгрегации сестёр-миссионерок Святого Семейства. Реликварий с частицей мощей блаженной  находится в нашем храме.

В годы сталинского режима начались преследования, аресты и расстрелы верующих. За период с 1935 г. по 1937 г. было арестовано и расстреляно 287 прихожан. Настоятель Александр Фомич Притулло был арестован 5.06.1937 г. УГБ НRDL БССР в поселке Логойск Минской области и расстрелян 27.08.1937 г.

К 1 июня 1937 г. было зарегистрировано 90 прихожан. В это время в нашем приходе служили следующие священники: Любенский Игнатий Адольфович и Розенбах Яков Иосифович. Долгое время приходу была неизвестна их дальнейшая судьба, но…

В начале февраля 2005 г, настоятель о. Анджей Гжибовски на свой запрос о предоставлении сведений о священниках Мотуззы Г., Любенского И.А., Розенбаха Я.И. получил письмо из прокуратуры Курской области (ул. Ленина, 21) за № 13/1-257-04 от 23.12.2004г., из которого здесь и приводим следующие строки:

«Прокуратурой области получен ваш запрос о предоставлении сведений об арестах и судимостях священников Мотузы Г., Любенского И. А., Розенбаха Я. И. В ходе проведенной проверки установлено, что в архиве ОРАФ УФСБ РФ по Курской области на хранении имеется архивное уголовное дело • отношении Любенского Игнатия (Игната) Адольфовича.

Сообщаем, что Любенский И.А. родился в 1878 (1877) г. в м. Бобиничи Витебской губернии (Белоруссия), проживал

в г. Курске (ул., Семеновская, д. 72), по национальности – поляк. В 1906 г.  окончил Житомирскую Духовную Семинарию и был посвящен в сан ксендза римско-католического вероисповедания. В период войны СССР с Польшей был ксендзом католического прихода в г. Бреславле и по занятии города белополяками, обслуживал свой приход. При разгроме белополяков остался на территории СССР, где до 1928г. проводил контрреволюционную работу в пользу Польши.

В 1928 г. за проведение контрреволюционной деятельности был осужден и приговорен к пяти годам заключения в концлагере и пяти годам высылки. Находясь в концлагере, ежемесячно получал денежную помощь и посылки через Польский Красный Крест. После освобождения из концлагеря, в 1933 г.  Любенский И.А. прибыл в г. Курск, где обслуживал польский костел, сколотил вокруг себя католический актив антисоветски настроенных лиц, участников организации  ПОВ,  с  которыми  проводил  антисоветскую работу.  В  кругу  этих  лиц  вел  контрреволюционную фашистскую пропаганду в пользу Польши. Поддерживал связь с ксендзом-фашистом Розенбахом Я.И. и немецким пастором Башвицем.

07.12.1937 г. Любенский И.А. был арестован УНКВД курской области по обвинению в проведении на территории СССР активной контрреволюционной и шпионской деятельности, содержался под стражей в Курской тюрьме. Постановлением НКВД и прокуратуры СССР от 02.01.1938 г. осужден по статье 58-6 ук РСФСР, приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 10.04.1938 г. Любенский Игнатий Адольфович реабилитирован по данному делу 02.02.1999 г. прокуратурой Курской области в соответствии со ст.ст.3;5 Закона РФ “О реабилитации жертв политический репрессий”.

В архиве ОРАФ УФСБ РФ Курской области на хранении имеются два архивных уголовных дела в отношении священника Розенбаха Якоба Иосифовича. Сообщаем, что Роэенбах Я.И, родился в 1886 г. в колонии Мариенфельд [Поволжье).  По национальности  – немец.  Был судим  Особой  сессией Днепропетровского окружного суда, проводившейся с 30,03.1930 г. по 02.04,1930 г. по ст. 54-10, ч, 2 и ст. 170-3 УК УССР, приговорен к пяти годам лишения свободы, с запрещением проживания в 12 пунктах Уральской области и месте, откуда был выслан.

Розенбах  Я.И.   отбывал  наказание  в Соловецких лагерях, а  22.03.1933 г. был досрочно освобожден. По освобождении из Соловецких лагерей в 1933 г. был завербован польский послом Патеком для целей шпионажа в польскую разведку. Административную ссылку отбывал в Курске. В 1935 г. Розенбах Я.И. обвинялся в преступлении, предусмотренном ст.  17-58 п.п. 10, 3 УК РСФСР приговором Курского областного суда от 26-28.02.1935 г. Оправдан за отсутствием в его действиях состава преступления.

Розенбах Я.И. также был арестован 06.12.1937 г. по обвинению в преступлении, предусмотренной ст. 58-6 УК РСФСР и обвинялся в там, что являлся агентом польской и германской разведок, был участником контрреволюционной фашистско-шпионской организации, на момент ареста был ксендзом римско-католического вероисповедания курской общины. Содержался в Курской тюрьме с 07.12.1937 г. На основании постановления Особого Совещания НКВД и Прокуратуры СССР от 02.01.1938 г. приговорен к высшей мере наказания – расстрелу (протокол № 687).

Сведений об арестах, судимостях и применений политических репрессий в отношении Мотуззы Георгия в архивах ИЦ УВД и ОРАФ УФСБ по Курской области не имеется».

Последняя группа прихожан нашего храма е количестве 13 человек была арестована НКВД Курской области 24 августа 1937 г. Эта операция получила громкое название “Дело  Форстмана”. Все эти прихожане были репрессированы по статьям 58-6, 58-11 УК РСФСР и через три дня они были расстреляны. По протесту прокурора Военный трибунал Воронежского военного округа 29.11.1957 г. прекратил дело в отношении указанных лиц из-за отсутствия в их действиях состава преступления и реабилитировал.

Храм в советские годы

Вид храма в советские годы

В период с 1937 г. по 1938 г. повсеместно в России, а также и а Курской области, закрывали и разрушали храмы. Эта участь не минула и наш приход. По постановлению культовой комиссии Президиума Курского облисполкома от 19.09.1938 г. был расторгнут договор с Римско-католической общиной г. Курска и здание храме было передано под антирелигиозный музей.

Музей открылся 01.05.1939 г. в нем был установлен и действовал маятник Фуко, а также можно было увидеть и литургическую утварь бывшего храма: иконы, хоругви, книги, чаши, ризы и т.д.

В те же годы алтарные фигуры Святых Апостолов Петра и Павла, Пресвятой Девы Марии, резные готические алтари, амвон, алтарная перегородка, были варварски уничтожены сотрудниками НКВД.  Этому же невежественному и жестокому акту вандализма воинствующих безбожников был подвержен и духовой орган храма.

Большое   великолепное   Распятие  Господа   Иисуса  Христа,   любовно   изваянное  итальянским   скульптором,   и замечательную по красоте Монстранцию (Дароносительницу) прихожанам все-таки удалось спасти, курский православный епископ Ефремов Михаил Иванович Распятие Господа Иисуса Христа сохранил в Сергиево-Казанском кафедральном соборе (собор до сих пор действует и находится по ул. Максима Горького (бывшая Сергиевская ул.).

Очевидно, тан же находилась и дароносительница. Большое Распятие находилось в соборе на первом этаже вплоть до  1997  г. Известно и то, что некоторые иконы и литургические вещи прихожане смогли также спасти от уничтожения.

Примечателен один факт.  26 ноября 2000 года, после концерта органной музыки, один незнакомый человек, по имени Альберт, принес следующие церковные ценности, как оказалось, принадлежащие нашему приходу: две большие иконы «Святейшее Сердце Иисуса» и «Пресвятое Сердце Девы Марии», небольшую икону в киоте «Божия матерь Ченстоховская» и малое бронзовое распятие Иисуса Христа. Со слов Альберта выяснилось, что его отец был прихожанином нашего храма, и во времена разграбления безбожниками церквей, смог спрятать, вывезти в другой город и сохранить до сегодняшнего времени эти иконы и распятие от уничтожения. К большому сожалению, Альберт почему-то не захотел назвать свою фамилию и оставить адрес, попросил только помолиться за него.

Судьба остальных литургических ценностей нашего прихода пока до сих пор не ясна, имеется надежда, что какая-то   их   часть   находится   в  запасниках   Курского   городского   краеведческого   музея.   После   Великой Отечественной войны в течение длительного времени здание нашей церкви использовалось под склады универмага.

В начале больших демократических преобразований в России начали возрождаться христианские религиозные конфессии – Православие, Католичество. Протестантизм. Все стали свободны в исповедании веры.

В 1991 году  Курск приезжает Дёмина Любовь Васильевна, чтобы узнать о своей бабушке – Чупахиной Изабелле Игнатьевне, Чупахина Изабелла Игнатьевна была прихожанкой нашего католического храма, и в Курске в 1937 г. ее арестовали и расстреляли.

Дёмина Л.В. в ноябре 1992 года дает объявления в курские СМИ, чтобы все католики, какие еще остались в Курске и области, могли собраться у костёла по ул. Марата, 31 . Первая католическая община после возрождения собиралась на квартире у Евгении Емельяновны Пономарёвой по ул. Красная Линия, д. 19.  Пономарева Е.Е.  работала бухгалтером ТМО-2. Вот первые прихожане этой общины:

Пономарева Евгения Емельяновна

Косьминина Альбина Станиславовна

Пекарский Сигизмунд Вячеславович

Румянцева Ядвига Викентьевна

Глебова Лилия Степановна

Моисеева София Авдисовна

Шалацкая Тамара Михайловна

Талиенко Наталья Викторовна

В 1993 г. из г. Харькова (Украина) начал приезжать священник Ежи Зиминский. Но отец Ежи не мог постоянно окормлять наш приход, так как работал своем харьковском приходе.

11 апреля 1993 г. состоялась первая Святая Месса (Богослужение) около храма, которую служил о. Ежи Зиминский. После от прихожан курской католической общины было написано и передано в Москву архиепископу Тадеушу Кондрусевичу письмо-прошение с просьбой о назначении в приход постоянного священника. Архиепископ Т. Кондрусевич попросил о. Ежи Зиминского проводить богослужения в Курской римско-католической общине один раз в месяц. С 1993 года по 1994 год раз месяц в наш город о. Ежи приезжает служить Мессу. Также о. Ежи Зиминский привез для курских католиков из Москвы примерный Устав католической общины, молитвенники, четки.

16 ноября  1993 г.  католическая община в составе 28 человек была зарегистрирована в Курском Управлении юстиции ее начальником Власовой В.П. (свидетельство о регистрации № 179). От имени католической общины староста Пекарский С.В. обращается к главе города, области, президенту России, в Думу, в Министерство культуры с просьбой о возвращении для курских католиков их храма. В январе община заказала и сделала печать и штамп прихода.

10 июня   1994 г.  о. Ежи Зиминский крестил Бондаренко Нину Васильевну, дочь Бондаренко (Пекарской) Елены Сигизмундовны.  С  1994 года и до сих пор в храме работает органистом Краевянов Игорь Игоревич,  ранее – преподаватель в Курском музыкальном училище им. Г. В. Свиридова.

С марта 1995 года в Курский Римско-католический приход приезжает священник Йозеф Гунчага (Словакия). 30 апреля 1995 г. отца Йозефа Гунчагу назначают в наш приход настоятелей по совместительству.

12 октября 1995 г. католическая община получает из Министерства культуры России приказ за № 589-14-34 о передаче Курскому Римско-католическому приходу здания храма.

С 1995 года, один раз в неделю по воскресным дням и в церковные праздники, с 9-00 до 12-00 проводились в храме Богослужения. Был составлен график проведения Богослужений в храме, подписанный

священником Йозефом Гунчагой и утвержденный Отделом культуры г. Курска.

В 1995 г. по приглашению настоятеля Йозефа Гунчаги приезжает из г. Братиславы о. Владимир Юкл, который совершил обряд крещения после возрождения общины, 23.07.1995 г – крещение и миропомазание Василия Викторовича Бондаренко.

Отец  Йозеф  Гунчага  29.10.1995 г.   совершил  Таинство  бракосочетания  (венчание).  Его  приняли  Бондаренко (Пекарская) Елена Сигизмундовна и Бондаренко Василий Викторович.

14 марта 1996 г. был подписан Указ Президента России за № 378 «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий». С марте по апрель 1996 г. о. Йозефа Гунчагу временно заменяет приехавший из г. Братиславы о. Владимир Юкл.

14 мая 1996  г. приказом  №  49-ЮР было зарегистрировано  Курское Общество  Польской  Культуры,   которое возглавила прихожанка нашего храма Орлова Сабина Иосифовна. Общество Польской Культуры действует и до сих пор под руководством председателя Яна Зембжуски.

Согласно приказу № 219 от 25.07.1996 года Управление по охране культурного наследия Министерства постановило: использовать помещение храма совместно с мероприятиями, проводимыми Домом культуры.К сожалению, несмотря на этот приказ, у католической общины с директором Дома культуры возникало очень много неприятностей и прений в отношении времени, выделенном для Богослужений. Директор Дома культуры тов. Чабан (инициалы не известны), намеренно не пускал верующих в их же храм, выгонял прихожан вместе с детьми на сильный мороз. Но люди, замерзая на холоде с детьми, все равно молились у ворот и ступеней храма.

Староста прихода Пекарский Сигизмунд Вячеславович вместе с прихожанином Юраковым Петром неоднократно пытались вести переговоры с администрацией города по поводу несоблюдения приказа № 219 от 25.07.1996 г.

Старостой Пекарским С.В. вместе с прихожанами было написано много писем в разные инстанции, в том числе, и в СМИ. Но, несмотря на все тяготы, усилия и просьбы прихожан, директор Дома культуры оставался непримиримым в своих действиях по отношению к курским католикам, чувствуя себя этаким местным удельным князьком своей “личной усадьбы”.

Однако, по воспоминаниям многочисленных прихожан, гнев Господень или провидение Божие, можно сказать, помогли курской католической общине. Как-то, директор Чабан в очередной раз, угрожая и не пуская прихожан в их же родную церковь, наплевательски относясь к распоряжению администрации города, со злобой провозгласил и прихожанам, и представителям городской администрации, что католики смогут войти в свой храм только лишь через его, директора Дома культуры, труп. И, где-то через две с половиной недели, католики, наконец-то, смогли войти в свой храм – директор Дома культуры, к немалому удивлению верующих, скоропостижно скончался.

15 августа 1996 года приход Успения Божией Матери отметил свой юбилей – 100-летие со дня освящения храма, на торжественной   литургии   присутствовали:   первый   ректор  Санкт-Петербургской  Высшей  Духовной   Семинарии «Мария – Царица Апостолов»  – о.  Бернарде Антонини (ныне покойный),  о.  Владимир Юкл, представители духовенства Русской Православной Церкви г. Курска.

К престольному празднику на средства прихожан был изготовлен алтарь. Было собрано 950 000 рублей (номинация валюты и цен 1996 г.), а прихожанка Баранецкая Анна Иосифовна подарила ковер на алтарную часть храма. 26.10.1996 г. в наш город была привезена статуя Фатимской Божией Матери. Торжественный ход со статуей Фатимской Божией Матери, украшенной многочисленными белыми лилиями, начался в 10 утра на ул. Максима Горького около Сергиево-Казанского кафедрального собора, во встрече статуи и торжественном ходе с ней по улицам города принимали участие не только католики, но православные и протестанты. Все, участвующие в ходе ее статуей Фатимской Божией Матери, шли путь от ул. М.Горького на ул. Марата, постепенно приближаясь к Римско-Католическому храму Успения Божией Матери. В нашем храме перед статуей Фатимской Божией Матери молились все желающие до 22-00. Активное участие во встрече статуи и приходской жизни принимали также и монахини из Словакии и Чехии: бай да рева Стефания, Галченова Ивета, Копецка Алжбета. Они же занимались с детьми из прихода, изучали катехизис с прихожанами, помогали в восстановлении храма и других работах. С 1996 года установилась и наладилась переписка с епископом г. Шпайера (Германия) Антоном Шлембахом. Ему направляется приглашение от о. Йозефа Гунчаги и старосты прихода Пекарского Сигизмунда с просьбой посетить Курский Римско-Католический приход Успения Божией Матери. Владыка Антон Шлембах приглашение принимает и назначает пастырскую встречу в Курске на 3.08.1997 г.

В 1997 году дважды проходит встреча старосты Пекарского С.В., переводчика с немецкого языка Зудова Александра с бургомистром г. Шпайера Роландом Керном. При встречах затрагивались вопросы о проблемах и нужда» католической общины. Потом состоялась встреча с губернатором Курска Александром Руцким, где Роланд Керн обратился к Руцкому А. В. с просьбой о содействии о возвращении храма верующим католикам латинского обряда.

17 мая 1997 г. губернатор Руцкой А. В. подписал распоряжение за номером № 344-Р “О передаче здания в пользование Римско-Католическому религиозному объединению церкви Успения Божией Матери в установленном законодательном порядке” .

С 25 мая по 1 июня 1997 г. наши прихожане – Пекарский Сигизмунд, Юраков Петр и Овчинников Олег приняли участие в Евхаристическом Конгрессе в г. Вроцлаве [Польша). Они молились вместе с приехавшими со всего мира многочисленными паломниками на торжественном Богослужении (Мессе), которую служил глава Католической Церкви папа Римский Иоанн Павел II.

25.06. 1997 г. произошла аудиенция между губернатором Руцким А. В. и старостой Пекарским С. В., итогом которой был положительный ответ на возвращение храма курским католикам.

Несмотря на положительные результаты в отношении общины и храма, к сожалению, возникали и некоторые осложнения в других направлениях. Архиепископ Курский к Рыльский владыка Иувеналий, не обосновав на то причины, отказывает • возвращении католикам большого Распятия господа Иисуса Христа и Монстранции (Дароносительницы), которые исторически принадлежали Римско-Католическом у храму Успения Божией Матери.

И вновь староста прихода пекарский С.Б, пишет письма, • которых обращается за помощью в разрешении данного вопроса к Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Ответ от Патриарха Алексия II был получен положительный и вышеперечисленные литургические ценности были возвращены нашему приходу.

30.08.1997 г. в Курск приезжает из г. Шпайера с пастырским визитом епископ Антон Шлембах. Он отслужил торжественную Мессу по случаю возвращения верующим Римско-католического храма Успения Божией Матери. На торжественном Богослужении (Мессе) присутствовало много народа, владыка Антон Шлембах подарил храму небольшие иконы и книги о пребывании Папы Римского Иоанна Павла II в г. Шпайере.

б сентября 1997 г. декретом Архиепископа Тадеуша Кондрусевича в Курский Римско-католический приход Успении Божией Матери назначается настоятелем о. Кшиштоф Збигнев Кемпа (г. Рембишув, Польша), В сентябре этого же года прихожане своими силами начали генеральную уборку храма, в этом же месяце для настоятеля был приобретен и приходской дом, находящийся и сейчас по ул. Марата, 33, очень удачно расположенным прямо рядом с храмом. В приобретении приходского дома содействовали Благотворительные организации “Renovabis” и “Kirche in Not”. Также силами прихожан был произведен капитальный ремонт дома.

 

С 1 по 19 октября 1997 г. о. Кшиштоф Кемпа едет в Польшу и привозит оттуда для прихода необходимые литургические вещи: одеяния, дарохранительницу, подсвечники, чаши, свечи и др.

Приблизительно, в конце октября – начало ноября был образован Совет прихода Успения Божией Матери. С ноября 1997 г. храм был открыт ежедневно с 14.00, в воскресенье с 10.00. По субботам служилась Месса на польском языке. Так же проводились встречи с прихожанами: катехизация, разучивание церковных песнопений, кружок изучения польского языка для всех желающих, просмотры видеофильмов, библейский кружок.

27 ноября 1997 г. епископ Антон Шлембах присылает приходу гуманитарную помощь, которая содержала следующие веши: иконы Крестного пути (они и сейчас висят на стенах храма), статую матери Божией -Мистической Розы, большую евхаристическую чашу, киворий, еще одну дарохранительницу, литургические одеяния, иконы.

24-25 декабря 1997 г. впервые в нашем храме после долгого перерыва состоялось торжественное богослужение в честь Рождества Христова, все принимали большое участие в подготовке к торжеству. Дети получили рождественские подарки от св. Николая (роль исполнял С.В. Пекарский).

В январе 1998 г. в храме открылась Духовная библиотека.

В феврале 1996 г . наш приход посетил о. Станислав Малиновски (Свидница, Польша), который подарил храму икону Ченстоховской Божией Матери (находится в левом нефе храма).

С 22 марта 1998 г . органистом Краевяновым И. И. ежемесячно проходятся концерты органной музыки, которые пользуются огромной популярностью в городе.

к 12 апреля 1998г. началась подготовка к празднованию торжества Пасхи, к этому торжеству настоятель привёз из Польши две статуи Иисуса Христа: «Иисус, лежащий во Гробе», «Иисус воскресший», к торжеству была подготовлена и вывешена краткая история нашего прихода. С 13 апреля 1998 г. каждый месяц, этого же числа служилась святая Месса за всех людей, кто помогал хотя бы чем-нибудь нашему храму. 26 апреля 1998 г. прихожанин Янковски Гжегож дарит храму небольшую икону «Иисус Милосердный» и настоятель ее освящает. Икона долгое время находилась в правом нефе храма, теперь она в ризнице.

28 июня 1998 г. о. К. Кемпа вновь едет на родину и оттуда привозит средства для изготовления и установки на шпилях храма металлических крестов. Пожертвования были от прихожан городов Карлино, Слупск, Ново-Ворово, Яновицы Великие и организаций «Каритас» и «Библейский круг».

С 10 августа 1993 г. в нашем приходе на практике работал семинарист Санкт-Петербургской Высшей Духовной Семинарии «Мария – царица Апостолов» Алексей Полиско.

15 августа 1998 г. прошел Престольный праздник Успение Божией Матери, который завершился Крестным ходом со

Святыми Дарами вокруг храма. На торжестве была также освящена икона блаженной Болеславы Лямент.

В зале приходского дома открылась приходская канцелярия, работающая каждый четверг с 18.30 до 19.30 для личных вопросов прихожан к священнику.

В декабре 1998 г . о. Кшиштоф привозит из Полыни реликварий с мощами блаженной Болеславы Лямент (они стоят у большого распятия, на дарохранительнице), фигуры Младенца Иисуса, Девы Марии, Иосифа, трех волхвов и животным для украшения рождественской пещеры, а также статую Пресвятого Сердца Иисуса и другие предметы религиозного культа.

С 16 декабря по 19 декабря 1998 г. (тогда это был период Адвента), в нашем храме проводились духовные упражнения для прихожан.

16 января 1999 г. приход посещает генеральный викарий Южного региона Апостольской администратуры

Европейской части России (раньше были не епархии, как сейчас, а администратуры) о. Майкл Скрип с сестрой Анастасией (конгрегация сестер-евхаристок) Он преподал таинство миропомазания 15 прихожанам.

17 января 1999 г. о. Майкл Скрин провел малую реконсекрацию храма, при этом присутствовал на торжественной Мессе заместитель бургомистра г. Шпайера Роланд Керн. Все вышеизложенные события были опубликованы в российской католической газете «Свет Евангелия».

31 января 1999 г. о. Кшиштоф на воскресной мессе установил на алтаре статую «Мария – Мистическая Роза» и объявил прихожанам о паломничестве статуи по домам прихожан. Паломничество началось 15 февраля 1999 г. и продолжалось вплоть до 4 апреля 1999 г .

25 марта 1999 г . наш храм посетили два реколлекциониста из молодежного движения «Свет и жизнь» (г. Минск, Белоруссия), Они в течение 4-х дней проводили духовные упражнения для прихожан, также в это время посетил наш храм и бр. Немчинов Александр ( ОFMConv ).

В начале апреля 1999 г приход посещает с пастырским визитом Астраханский декан о. Кшиштоф Немыйский (ныне покойный).

27 апреля 1999 г. в 12-00 на шпилях храма были установлены два металлических креста. Эту опасную и кропотливую работу на большой высоте проделали альпинисты из МЧС вместе с нашим прихожанином Михаилом Мазуром.

С 8 мая по 10 мая 1999 г. совершил визитацию храма викарный епископ Европейской части России Южного региона владыка Клеменс Пиккель с сестрами Марией и Мариной (конгрегация евхаристок). 8 мая 1999 г. епископом была проведена понтификальная Месса, а 9 мая 1999 г. владыка Клеменс Пиккель освятил два установленных креста на шпилях храма.

30 мая 1999 г . в приходе была образована группа «Матери в молитве». В июле о. Йозефом Гунчагой проводился в г. Орле летний лагерь для детей Курска и Орла.

10.08.1999г.  епископ Клеменс Пиккель декретом назначает о. Кшиштофа Кемпу настоятелем по совместительству в приходах городов Белгорода и Воронежа. В указанных приходах ежемесячно проводились Мессы, преподаны Таинства, приход св. апостолов Петра и Павла г. Белгорода занимается регистрацией своей общины.

В 1999 г. многие из прихожан г. Курска посещают духовные упражнения и катехизацию а Астрахани, Москве, а также учавствовали в паломничестве российской молодежи в Ассизи (Италия). Регулярно в храме проводятса библейский кружок, “Матери в молитве”, встречи с молодёжью города.

26 сентября 1999 г. из Польши приехала мирянка Зофья Фастович, которая в течение месяца вела духовные упражнения для наших прихожан.

С 1.10.1999 г. в храме в течение месяца ежедневно проводились поклонения Святым Дарам, каждое 13 число месяца служится Благодарственная Мессса за меценатов Курского прихода, преподаются Таинства елеопомазания, проводятся дни милосердия для нуждающихся людей  (сбор продуктов питания и вещей), концерты органной музыки. В то же время приход посетил о. Гжегож Веяк (OFM) из г. Калуги и мирянка Марианна Ницинска.
С 28 ноябри 1999 г. Курск и Курская область стали принадлежать к Апостольской Администратуре севера Европейской части России. В начале декабря алтарь храма украсила икона-триптих с изображением Божией Матери, написанная художником Леонидом Войновым. Сейчас эта икона подарена католическому приходу г. Орла и находится в алтарной части орловского храма.
С 25 по 27 декабря 1999 г . приход посетил вице-президент и канцлер Русской миссии суверенного Мальтийского Ордена в России Захаров Владимир Александрович.  Он достаточно подробно при встрече с прихожанами ознакомил последних с историей Мальтийского Ордена и его миссией, в частности, в России. На Рождество приехал семинарист из Высшей Духовной Семинарии «Мария – Царица Апостолов» Владимир Лытасов.
В январе 2000 г. курской католической организацией «Каритас» была оказана помощь продуктами питания 200 учащимся нескольких ПТУ и школ города.
13 февраля 2000 г. в курской общине создан кружок Святого Розария, в который тогда вошли 15 прихожан.
С 19 по 21 марта 2000 г. приход посещают из Великобритании мирянка Вероника – основательница религиозного движения «Матери в молитве» и её брат диакон Морис, две мирянки из Калуги – Галина и Наталья. В это же время были проведены встречи в приходе, в ПТУ№ 5 с молодежью и в Белгородской общине.
Со 2 по 4 апреля 2000 г. наш приход посетил с пастырским визитом из Москвы архиепископ Тадеуш Кондрусевич. Во время этого визита проводились следующие мероприятия: архиепископ во время Богослужений а курском храме освятил алтарную икону-триптих, провел Таинство миропомазания, Также владыка дал интервью во время пресс-конференции в храме для городских СМИ, общался с гостями из города и прихожанами за «круглым столом», встречался с Советом прихода, посетил Курское Православное епархиальное управление, где встретился с ректором Высшей Духовной Семинарии О. Михаилом Сурпо, проректорами о. Никодимом и Криволаповым Владимиром Николаевичем. В последний день своего пребывания в Курске архиепископ встретился с губернатором Руцким А.В. и мэром Мальцевым С.И. Также владыка посетил Марьино, а в храме был проведен концерт органной музыки с участием курской молодежной хоровой капеллы,
26 мая 2000 г. в московском кафедральном соборе непорочного Зачатия пресвятой Девы Марии торжественного открылся Первый Всероссийский Евхаристический Конгресс. В его участии принимало участие шесть наших прихожан. Конгресс проходил до 28 мая. После приезда с Евхаристического Конгресса прихожане делились своими мнениями с приходом, были представлены некоторые важные темы, предлагаемые делегатам на Конгрессе.
С 21 по 18 июля 2000 г. в приходе на практике находился семинарист Михаил Бушуев. Он посещал больных прихожан и занимался министрантами.
26 июля 2000 г. по приглашению настоятеля приход посетили гости из г. Тчев (Польша). 10-11 августа 2000г. приход посетил о. Луис из летнего лагеря «Родничок» (Подмосковье).
13.18.2000 г. приход посетили гости из Польши (г.Варшава) и Украины (г. Харьков) о. Эдвард (миссионер) и трое сестер-монахинь из конгрегации св. Винсента де Поля.
15.08.2000 г. прихожане с настоятелем экуменически посетили старообрядческую церковь Успения Божией Матери на уп. Антокольского, 13. Настоятель о. Аполлинарий любезно показал нам храм, иконы, алтарь, интересно рассказал об истории храма и его возрождении, о сегодняшних заботах и делах прихода.
16.08.2000 г. настоятелем были направлены письма в городской Департамент Культуры Саркисян Д. З., главному архитектору Курской области Михайлову С.Н., начальнику инспекции по охране памятников культуры Голубеву С.В. по вопросу определения охранной зоны здания храма.
20.08.2000 г. были составлены общие сметы ремонта храма, а также отопительной и электрической системы.
3 ноября 2000 г . был проведен запуск новой отопительной системы.
24 декабря 2000 г. приход посетили семинаристы Лытасов Владимир, Новоселецкий Дмитрий.
В январе прихожане посещают 4-х летние курсы катехизации, проводящиеся ежемесячно в Москве для мирян, учатся в колледже теологии, истории и философии им. Фомы Аквинского, школе христианской диаконии. (г. Москва).
Проводятся таинства причастия. Крещения.
6-7 февраля 2001 г. в Москве проходит семинар органистов. Наш приход представляет Краевянов И. И.
С 15.02.01 г. по 1.03.01 приход посетил брат Александр Немчинов ( ОFMConv ).
С 1 по 28 февраля 2001 г. курской организацией «Каритас» в храме проводится очередная акция антикризисной программы «Зима 2000-2001». Непосредственная помощь продуктами оказана 240 человекам: дому-интернату № 5, поликлинике № 3, технической школе № 58, прихожанам Курска и Белгорода, Проведение данной акции было
отражено в газете «Курский вестник» и других курских газетах.
27 февраля 2001 г. Курский комитет по муниципальному имуществу пересмотрел предыдущий договор № 37 о передаче храма.
1 марта 2001 г. начались работы в храме по электричеству при содействии фирмы «Надежда».
30 марта 2001 г. с разрешения местных властей были проведены по городу (ближайшие улицы к нашему храму) 14 стояний Крестного Пути.
30 мая 2001 г., по поручению архиепископа Тадеуша Кондрусевича начались переговоры с с. Ритой (конгрегация «Семья Марии Соискупительницы» (Москва), о приобретении органа для нашего храма.
В мае-июне 2001 г. начинаются большие реставрационные работы в храме.
23-25 июня 2001 г . паломничество на Украину, встреча с Папой Иоанном Павлом II . Представители прихода – РожинCкая Надежда и Моисеева София.
С 30.06. по 2.07.2001 г. проездом на велосипедах из Польши в Иркутск посетили о. К. Коваль, миряне Кристиан Мисик и Роберт Фуртак. Их паломничество было отражено в Курских СМИ.
1.07.2001 г. в приход приезжает на каникулы семинарист Дмитрий Новоселецкий.
6-20 июля 2001 г. настоятель едет на Мальту, чтобы найти денежную помощь для курского и обслуживаемых им приходов Белгорода и Воронежа.
25 июля 2001 г . приход посетил о. Збигнев Круль, настоятель приходов г. Орла и Брянска.
25 июля 2001 г. благодаря посредничеству всемирного Христианского благотворительного фонда «Триумф Сердца»
Ярославского областного отделения (председатель Агафонов Ю.Д.) в храм привозят электромеханический духовой орган из Германии.
27 июля 2001 г. в приход прибыли Бенедикт Фридрих, органный мастер фирмы “Benedikt Friedrich Werkstatte Orgelbau”   г. Оберсбах   (Германия) и Тимур Досаев, главный   органист  и   органный   мастер  Московского кафедрального собора непорочного Зачатия пресвятой Девы Марии. К сожалению, выясняется, что во время хранения органа на складе в Смоленске и во время его транспортировки он сильно поврежден и не подлежит восстановлению.
12 сентября 2001 г . в приход на работу приезжают сестры из конгрегации св. Елизаветы – с. Лаура и с. Никодема.

15 ноября 2001 г, продолжаются реставрационные работы в храме.
9 декабря 2001 г. в приходе впервые поставлен спектакль «Кающийся грешник” силами прихожан Стрелковой Н В., Асеева П.В., Канарского П.И.
23 декабря 2001 г . в приход приезжают семинаристы: Полиско А., Лытасов Б., Новоселецкий Д. и викарный священник о. Гжегож Зволинский из Польши для постоянной работы в приходе.
3.02.2002 г . вышел первый приходский бюллетень “Верую!”, редакторами которого являлись Асеев П.В. и Стрелкова Н.В. С 1.02.2003 г. бюллетень стал называться “Мир Вам!”. С 12.03.05 постоянным  редактором «Мир Вам!» является Стрелкова Н.В.
11.02.2002 г. в день памяти Лурдской Божией Матери папа Иоанн Павел II возвёл Апостольские Администратуры для католиков латинского обряда в России в достоинство епархий. Архиепархию с центром в Москве возглавил архиепископ Тадеуш Кондрусевич, епархию с центром в Новосибирске – епископ Иосиф Верт, епархию с центром в Саратове епископ – Клеменс Пиккель, епархию с центром в Иркутске – епископ Ежи Мазур.
Католические епархии  России получили титулы святых, а не городов, в которых находятся их центры осуществления совместной деятельности и более эффективного сотрудничества, согласно Каноническому праву, учреждена объединяющая все епархии России Митрополия во главе с архиепископом Тадеушем Кондрусевичем.
15.02.2002 г. приход посетил директор «Каритас» (Москва) европейской части Росси Лука Гомульский.
7.03.2002 г. о Кшиштофом Кемпа совместно с сестрами Лаурой и Никодемой проведена встреча в школе-интернате № 2 с директором Седовым А.В. в целях дальнейшей помощи католического прихода в образовании детей. На данном мероприятии присутствовали представители организации «Русская Мальтийская помощь” (Курск).
12.03.2002 г. в нашем приходе состоялась встреча с представителями различных конфессий. Она была посвящена теме “Христиане вместе». Также посетили приход бр. Петр и бр. Станислав из OFM.
22.02.2002 г. cовершен крестный путь по улицам города. К нему присоединились христиане-баптисты. Данное мероприятие было отмечено в прессе и на телевидении.
17-15 апреля 2002 г. по приглашению настоятеля и монахинь приход посетили о. Анджей и его брат Мирослав (Польша).
2-5 мая 2002 г. храм посетила генеральная настоятельница конгрегации Св. Елизаветы с сестрами-монахинями Александрой Кардинал и Барбарой Рыбус.
30.06.2002 г. в торжество Святых апостолов  Петра и Павла освящена статуя божией матери Фатимской, привезенная настоятелем из Польши.
17.06.2002 г. приход посетила сестра Аделя Пекутовска (г. Новосибирск) из конгрегации сестер Св. Елизаветы. В то же время приход посетила г-жа Валентина Рунальски из США, которая оказала спонсорскую поддержку в приобретении новых скамеек в храме.
6.07 2002 г. приход посетил о. Иван (OFMConv) из Колубмии.
12.07 2002 г. посещение прихода братьями из Кракова: Яцек Валегура, Блажей Саска. Они работали на Украине и планировали свою дальнейшую работу в городах Воронеже и Белгороде.
5.08.2002 г. с пастырским визитом приезжает из Брянска о. Ян Германовский.
12.03-21.05.2002 г. настоятелем прихода и сестрами Лаурой и Никодемой было подготовлено и осуществлено паломничества прихожан в Польшу. В течение 9 дней прихожане посетили ряд знаменательных исторических мест, участвовали а Мессе, которую вел Папа Иоанн Павел II и (18.02.2002г.). Подробная информация о паломничестве была напечатана в “Свет Евангелия”.
21.10.2002 г. приход посетил генеральный викарий монсеньор Анджей Стецкевич. Им была подарена приходу статуя Божией Матери.
2б.12.2002 г. в храме проводится выставка детских рисунков (ДХШ № 2 им. А Д. Дейнеки) “Наши храмы, наша вера”. Данное мероприятие было освящено СМИ.
31.05,2003 г. в наш приход приезжает генеральная настотельница конгрегации Св. Елизаветы Венгерской Маргарита Вишневска.
19.06.2003 г. прихожанка Моисеева С. А. сообщает настоятелю, что у нее сохранилось свидетельство о крещении в январе 1923 г. подписанное о. Александрой Притулло. Документ является единственным в приходе и имеет ценность, как архивный.
16.09.2003 г. в наш приход назначен настоятелем о. Анджей Гжибовски, который ранее окормлял приход г. Перми более 10 лет.
В октябре 2004 г. в приход был привезен и установлен новый электронный орган, а 19.12.2004 г. он был торжественно освящен митрополитом Тадеушем Кондрусевичем. В тот же день был дан концерт органной музыки.
07.07.2006 г. приход отмечает 25 лет со дня рукоположения во священники отца Анджея Гжибовского. На праздничном Богослужении присутствовали гости Католической и Православной Церквей.
17.09.2006 года наш храм отметил Юбилей – 110 лет. В торжественном Богослужении реконсекрацию храма провел Ординарий Архиепархии Божией Матери в Москве, архиепископ, митрополит Тадеуш Кондрусевич,  в сослужении с епископом епархии Ломжа (Польша) Станиславом Стефанеком.

 

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий